Свяжитесь с нами:
+7 (495) 665-20-51
+7 (8512) 54-53-54
ЦЕНТР ПРАВОВЫХ УСЛУГ "АВАНТА"
В соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
По смыслу указанной статьи судья любого суда (включая, по логике, мировых судей) не может иметь над собой никакого руководства и вышестоящих органов, за исключением судебных инстанций, осуществляющих пересмотр решений. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
Между тем, федеральными конституционными законами "О судах общей юрисдикции в РФ", "Об арбитражных судах в РФ", а также другим законодательством о судебной системе в России, на мой взгляд, установлены существенные противоречия вышеуказанной конституционной норме.
Так, к примеру, согласно ст.ст. 33, 35 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей. Председатель районного суда осуществляет, в том числе, следующие функции:
1) организует работу суда;
2) устанавливает правила внутреннего распорядка и осуществляет контроль за их выполнением;
3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
4) осуществляет иные! полномочия по организации работы суда.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" вопрос о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается квалификационной коллегией судей по представлению председателя соответствующего или вышестоящего суда. Жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей не от председателя суда, а от граждан, органов и иных должностных лиц направляются для проверки председателю соответствующего суда.
Таким образом, председатель суда может запросто лишить судью мантии. Возможность рассматривать жалобы на судей и обращаться с представлением в ККС о прекращении полномочий судьи, учитывая, что никто другой практически такими полномочиями не обладает, дает председателю суда неограниченную власть над судьями (и не только) и позволяет быть полновластным начальником судьи. Далеко не каждый начальник может похвастаться столь широкими полномочиями в отношении своих подчиненных.
Отсюда следует, что согласно действующему законодательству о судебной системе судьи находятся в непосредственном подчинении председателю суда, что прямо противоречит ч. 1 ст. 120 Конституции РФ.
Аналогичная ситуация в арбитражных судах. Мировые судьи, помимо председателя соответствующего районного суда зависят еще и от законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.
Автор публикации: avanta (директор ООО ЦПУ "Аванта" Д.М. Ломакин) в 12:59, Июнь 25 2014.